Григорий Голосов
Опубликовано на АПН.Ру 5.11.2008г.
В первом ежегодном послании
президента Медведева изложена последовательность мер, направленных на
некоторое изменение существующей в России политической системы. Не
сомневаюсь, что у многих комментаторов есть достаточные стимулы к тому,
чтобы усмотреть в этих мерах признаки демократизации. Мне так не
показалось.
Рассмотрим эти меры в порядке презентации.
1. Медведев предлагает партиям, получившим на думских выборах от 5 до 7
% голосов, предоставлять символическое (1-2 мандата) представительство
в Думе. Ни о каких серьезных последствиях тут говорить не приходится.
Это способ вознаграждать за лояльность лидеров марионеточных структур,
создающих массовку на выборах. При этом запретительно высокий, не
совместимый с международными стандартами избирательного права
семипроцентный барьер остается в силе.
2. Предлагается отменить избирательный залог как основание для
регистрации кандидатов (как я понял, на выборах всех уровней). Эта мера
в современных российских условиях носит откровенно антидемократический
характер. На региональных выборах последних месяцев залог был, по
существу, единственной возможностью зарегистрировать не совсем
желательные для властей списки (вроде «зеленых» в Иркутской области).
Существующий порядок проверки подписей таков, что на основании
«недействительных» или «недостоверных» подписей можно снять с выборов
кого угодно.
3. Правда, при этом предлагается «обсудить возможность» снижения
количества требуемых подписей. Не совсем понятно, с кем президент
собирается обсудить эти возможности - с В. Чуровым, с «Единой Россией»?
Так или иначе, ясно, что проблема не в количестве подписей, а в том,
как проверяется их качество.
4. Медведев предлагает формировать Совет Федерации исключительно из
числа депутатов региональных законодательных собраний и муниципальных
собраний. Не думаю, что это что-то изменит. Людям, которые ныне
попадают в СФ, не составит труда обзавестись такими мандатами за счет
небольшого повышения соответствующего бюджета. Для этого надо просто
приобрести места в партийных списках. Правда, «Единая Россия» получит
небольшой бонус.
5. Еще один бонус для «Единой России» - предлагаемая система назначения
губернаторов. Она опять-таки не очень отличается от нынешней. Разница
лишь в том, что партия, набравшая большинство голосов на выборах
регионального законодательного собрания, наделяется исключительным
правом предлагать президенту кандидатуру губернатора. Этой партией,
конечно, будет «Единая Россия». Далее президент предлагает эту
кандидатуру утвердить самому законодательному собранию, т.е. тем, кто
его выдвинул. Не очень логично, но зато очень мало риска как для
единороссов, так и для федеральной исполнительной власти. Полагаю,
понятно, что «Единая Россия» будет выдвигать только заранее
согласованные с президентской администрацией кандидатуры.
6. Наконец, единороссовское большинство в муниципальном собрании
получит право выражать вотум недоверия избранному населением главе
муниципалитета. Таким образом, даже если население проголосует за
независимого кандидата, и даже если (во что верится с трудом)
результаты выборов не отменят, то управа все равно найдется.
7. В качестве личного поводка для Зюганова и Жириновского, предлагается
ввести ротацию руководства партий. Конечно, такое вмешательство
государства во внутреннюю жизнь партий трудно совместить с каким бы то
ни было представлением о демократии. Но, видимо, очень хочется прижать
этих двух персонажей.
8. Правда, при этом Медведев предлагает в будущем снизить требования к
численности партий. Это, наверное, позволило бы изменить нынешний
порядок, при котором новую партию создать просто невозможно, то есть
было бы демократической мерой. Но сформулировать важное предложение в
таком общем виде, как это сделал Медведев, - это то же самое, что не
сказать вообще ничего.
9. Кроме того, повысить роль НГО в законотворческом процессе, поощрять
их участие в муниципальных выборах (на что они и сейчас имеют право),
освещать в СМИ деятельность парламентских партий, и тому подобная
косметика.
Венчает всю эту конструкцию продлить сроки полномочий президента РФ и
Госдумы. О мотивах долго говорить не приходится. Полагаю, что вся
предложенная программа мер ничего общего с демократизацией. В сумме,
эти меры направлены на достижение двух целей. Первая из них направлена
на то, чтобы несколько улучшить восприятие российских властей
невзыскательными гражданами России, а также хоть какими-то
международными наблюдателями. Но не думаю, что это удастся. Уж очень
все шито белыми нитками. Вторая цель состоит в том, чтобы еще больше
минимизировать риски правящей группы в условиях разрастающегося
экономического кризиса. Удастся ли это, покажет время. Излишне твердые
конструкции часто отличаются повышенной хрупкостью.
|