В последние дни в ряде СМИ были опубликованы сообщения, в которых деятельность возглавляемого мной проекта «Межрегиональная электоральная сеть поддержки» затрагивается в связи с заявленными намерением России создать «в одной из европейских столиц российско-европейский институт свободы и демократии». В частности, «Комсомольская правда» отмечает, что «это российский ответ на создание в Петербурге так называемого Европейского института, существующего на грант ЕС в 700 тысяч евро.»
Можно только приветствовать тот факт, что Россия готова внести практический вклад в поддержку дела демократии и прав человека во всем мире, в том числе и в Западной Европе, и я рад, что наш скромный проект «Межрегиональная электоральная сеть поддержки» помог сформировать подобные намерения. Разумеется, практические детали этих намерений пока трудно обсуждать. Они, как кажется, пока не до конца ясны и инициаторам идеи. Хотелось бы только заметить, что если уж российское руководство действительно отталкивается от опыта Евросоюза, то полезно было бы изучить этот опыт, правильно понимать действия и намерения европейских партнеров.
К сожалению, из того немногого, что было опубликовано в прессе, трудно заключить, что на данный момент понимание является адекватным. Например, помощник президента С. Ястржембский, комментируя заявления В. Путина, заметил, что целью «Европейского института в Санкт-Петербурге» является «формирование системы независимого мониторинга выборов и процесса подсчета голосов».
В действительности Институт дополнительного профессионального образования «Европейский университет в Санкт-Петербурге», созданный в 1994 г. по инициативе А. Собчака, имеет те же цели, что и любое учреждение такого профиля, - образовательные. Что касается собственно проекта «Межрегиональная электоральная сеть поддержки», в котором участвуют некоторые сотрудники Европейского университета, то наши цели действительно имеют отношение к выборам, но именно тех целей, которые озвучил Ястржембский, мы перед собой не ставим. Любому, кто хоть что-то знает о выборах, должно быть понятно, что на 673 (а не 700) тыс. евро за три года систему независимого мониторинга не создашь, а параллельный подсчет голосов на такие деньги не организуешь и на одноразовой основе.
Проект носит информационно-просветительский характер и направлен на оказание экспертного и аналитического содействия участникам избирательного процесса (то есть, прежде всего, политическим партиям и кандидатам) и его организаторам, то есть системе избирательных комиссий. Не менее важной нашей целью является информирование российской общественности о различных аспектах избирательного процесса и избирательного права. Необходимо отметить, что, пользуясь финансовой поддержкой Евросоюза, участники проекта выражают при этом собственные экспертные позиции. Евросоюз не только не несет за эти позиции ответственности, но и не имеет возможности навязывать их участникам проекта.
На сайте проекта МЭСП содержится достаточно информации о его текущей деятельности и намерениях. Полагаю, что помощникам президента и его референтской службе следовало бы изучать подобные материалы, находящиеся в публичном доступе, и уже на основе объективной информации обосновывать практические действия российского руководства.
Г.В.Голосов |