|
|
Центр содействия демократии и правам человека "ГЕЛИКС"
Форум и виртуальная консультация
|
|
Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
вопрос
Зарегистрирован: 13.11.2008 Сообщения: 155
|
Добавлено: Ср Апр 22, 2009 10:33 pm Заголовок сообщения: Деятельность политических партий и их связь с гражданами |
|
|
Вопрос 1: Что такое политические партии? |
|
Вернуться к началу |
|
|
ответ
Зарегистрирован: 13.11.2008 Сообщения: 153
|
Добавлено: Ср Апр 22, 2009 10:36 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Ответ: При определении того, что такое политические партии, следует различать нормативный и сущностный подходы. С точки зрения нормативного подхода политическая партия – это организация, которая признается политической партией с точки зрения законодательства определенного государства в определенный период, то есть организация, удовлетворяющая требованиям, которое данное законодательство предъявляет к политическим партиям.
Сущностный подход предполагает, что партии возникают естественным путем в процессе политической эволюции как форма самоорганизации граждан для осуществления ими политической деятельности. А уже затем государство фиксирует в праве возникший естественным путем институт (хотя в ряде стран законы о партиях вообще отсутствуют, и их деятельность определяется в первую очередь политической традицией). Таким образом, для сущностного подхода первично наличие некой структуры, имеющей качественные отличия от иных организаций и определенную самоидентификацию.
В политологии существуют разные определения политических партий. С нашей точки зрения наиболее удачны два определения:
партия – это команда людей, стремящихся контролировать государственный аппарат путем приобретения должностей на должным образом организованных выборах (Э. Даунс);
партия – это любая политическая группа, имеющая официальное название, участвующая в выборах и способная путем участия в выборах (свободных и несвободных) замещать государственные должности своими кандидатами (Дж. Сартори).
Синтез этих определений приводит нас к формулировке, согласно которой партия – это группа людей, имеющая собственное название, под которым она участвует в выборах, стремясь к приобретению государственных должностей.
При выборах по партийным спискам, к которым допускаются только официально зарегистрированные партии, определения, даваемые нормативным и сущностным подходами, по сути смыкаются. Но на выборах, проходящих по мажоритарной системе, возможны ситуации, когда кандидаты, формально независимые (или даже выдвинутые определенными партиями или иными общественными организациями) объединяются в некий неформальный блок, и этот факт используется в их предвыборной агитации. Примером могут служить губернаторские списки, часто использовавшиеся на региональных выборах в конце 1990-х – начале 2000-х годов.
Правда, такие объединения обычно недолговечны, что противоречит классическим представлениям о политических партиях. Однако и среди официально признанных партий встречаются такие, которые создаются под конкретные выборы, а затем исчезают с политической арены. Устойчивость (институционализация) партийной системы возникает только в условиях длительного конкурентного политического развития. |
|
Вернуться к началу |
|
|
вопрос
Зарегистрирован: 13.11.2008 Сообщения: 155
|
Добавлено: Ср Апр 22, 2009 10:37 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Вопрос 2: Зачем нужны политические партии? |
|
Вернуться к началу |
|
|
ответ
Зарегистрирован: 13.11.2008 Сообщения: 153
|
Добавлено: Ср Апр 22, 2009 10:38 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Ответ: Вот как описывает функции политических партий Ю.Г. Коргунюк.
Партия – посредник между тремя «мирами»: «обществом», государством, а также миром ценностей и идей. Причем партия – посредник активный: не просто агент, а субъект, представитель.
Представляя мир идей и ценностей перед лицом населения (общества), партии выполняют просветительскую функцию, донося до людей в упрощенной (зачастую примитизированной, мифологизированной и попросту искаженной) форме некую сумму знаний о том, чем является общество, как оно устроено и куда движется.
Представляя общество перед лицом мира ценностей и идей, партии обозначают те болевые и ключевые точки, к которым притягивается общественный интерес. Борьба партий ведется вокруг фундаментальных конфликтов, раскалывающих общество; она придает этим конфликтам политическое значение.
Представляя общество перед лицом государства, партии являются проводником и выразителем чаяний, настроений, стремлений, ожиданий, бурлящих в «народной гуще», заставляют государство не игнорировать нужды и потребности общества. Одновременно они играют роль лестниц, по которым «выходцы из народа» поднимаются в средние и верхние этажи власти, – таким образом партии выполняют функцию политического рекрутирования.
Представляя государство перед лицом общества, партии побуждают «массы» мобилизоваться (интегрироваться), подтягивают их сознание до уровня общенациональных потребностей, заставляют почувствовать ответственность за собственное будущее. Одновременно, если взглянуть на функцию рекрутирования с другой стороны, партии обеспечивают государству (и миру политики в целом) необходимый и непрерывно воспроизводящийся кадровый резерв.
Представляя мир ценностей и идей перед лицом государства, партии ставят последнему политические цели, придают деятельности государственного аппарата смысл и направление.
Представляя государство перед лицом мира ценностей и идей, партии конкретизируют поставленные цели, транслируют их из сферы теории в практическую область, переводят на язык законов, постановлений и программ.
Функцию посредника между обществом и властью партии исполняют потому, что, в отличие от государственного аппарата, более чутко реагируют на изменение общественных настроений и запросов, а в отличие от «народных масс» – способны заглядывать сколько-нибудь далеко в будущее, т.е. обладают определенным стратегическим видением. |
|
Вернуться к началу |
|
|
вопрос
Зарегистрирован: 13.11.2008 Сообщения: 155
|
Добавлено: Ср Апр 22, 2009 10:39 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Вопрос 3: Разве реальные политические партии соответствуют тем функциям, которые они должны выполнять в теории? |
|
Вернуться к началу |
|
|
ответ
Зарегистрирован: 13.11.2008 Сообщения: 153
|
Добавлено: Ср Апр 22, 2009 10:40 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Ответ: Вопрос этот возникает не только в нашей стране, он является общим как для стран с устойчивой демократией, так и для стран, находящихся в переходном состоянии. Вот как отвечает на этот вопрос Ю.Г. Коргунюк.
Апологеты приписывают партиям мыслимые и немыслимые достоинства, утверждая, что только партии способны должным образом представлять общество в глазах государства. Скептики, напротив, предлагают посмотреть на партийных деятелей трезвым взглядом и честно сказать, в состоянии ли эти поверхностно мыслящие демагоги адекватно осознать масштаб проблем, стоящих перед обществом и государством. Вторые, в отличие от первых, правы в том, что не идеализируют существующие партии, но при этом они явно недооценивают возможности последних.
В основе апологетического или, наоборот, пренебрежительного мнения о партиях лежит одна и та же посылка – от них слишком много ждут. Действительно, вряд ли найдется хоть одна партия, которой под силу взвалить на себя весь груз государственных забот. Все эксперименты в этой области рано или поздно кончались провалом.
Но то, что партии не способны сделать в одиночку, может сделать партийная система. Ведь назначение партий не в том, чтобы подменить собой все общественные, политические и государственные институты. У них гораздо более скромная задача – перенести доминирующие в обществе конфликты на политический уровень, сосредоточить внимание государства на определенных проблемах, обозначить приоритетные направления в его деятельности. Решать эти проблемы, естественно, будут специалисты, наличие которых в самих партиях, в общем-то, не обязательно – главное, чтобы таковые были в распоряжении парламента и правительства. Врастая в государство, партии отнюдь не захватывают его целиком, от киля до клотика, – они довольствуются штурманской рубкой и капитанским мостиком. Так что глубину проникновения партий в государственный механизм не стоит преувеличивать: эксперименты вроде практиковавшейся в XIX веке в США спойл–системы, когда победившая партия замещала десятки тысяч должностей – вплоть до почтальонов, себя не оправдали.
Но с переносом доминирующих общественных конфликтов на государственный уровень партийная система справляется вполне сносно, заставляя их работать на общество. Будучи каждая сама по себе, партии могут лишь транслировать конфликт, но не контролировать его и тем более не использовать его энергию в общественно полезных целях.
По нашему, мнению, у этой проблемы есть и обратная сторона. Например, социологи часто пытаются выяснить, доверяют ли граждане партиям. Но от конкретного гражданина не разумно требовать, чтобы он доверял «партиям» во множественном числе, достаточно, чтобы он доверял одной партии. И если большинство граждан доверяют хотя бы одной партии, можно говорить о доверии общества к партийной системе в целом.
Если же респонденты понимают вопрос так, что они должны высказать свое отношение сразу ко всем существующим партиям, то отрицательный ответ почти запрограммирован.
Важно также отметить, что роль партийной системы, о которой пишет Коргунюк, будет, по-видимому, проявляться лишь тогда, когда она является продуктом развития общества и его реальной самоорганизации, а не навязана путем жестких законодательных установок. Традиционно в демократических странах появление партий является следствием развития парламентаризма как института политического представительства интересов граждан. В условиях отсутствия реально работающих парламентских институтов формальное наличие партий в известном смысле обесценивается, так как принципиально невозможной оказывается реализация ими предвыборных программ через победу на выборах в представительные органы. |
|
Вернуться к началу |
|
|
вопрос
Зарегистрирован: 13.11.2008 Сообщения: 155
|
Добавлено: Ср Апр 22, 2009 10:40 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Вопрос 4: Какая польза гражданам от политических партий? |
|
Вернуться к началу |
|
|
ответ
Зарегистрирован: 13.11.2008 Сообщения: 153
|
Добавлено: Ср Апр 22, 2009 10:41 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Ответ: Понятно, что для граждан, стремящихся сделать политическую карьеру, партии представляют именно то средство, которое максимально помогает в осуществлении данного стремления. Нам важнее понять, что дают партии гражданам, не собирающимся быть политиками. И здесь главный вопрос: в чем преимущества партий на выборах перед индивидуальными кандидатами. Вот некоторые ответы на этот вопрос.
Одним из важнейших предназначений политических партий является, по существу, снижение стоимости получения информации о кандидатах на выборах. Получение детальной информации каждым избирателем о кандидатах порознь, об их мнениях по каждому вопросу представляется почти нереальной задачей, поэтому знание избирателями основных программных установок партии позволяет им сделать выбор в пользу того или иного кандидата.
Партия, если это действительно коллективно действующая организация, а не искусственное образование, созданное тем или иным способом под вождя, – создание более стабильное, чем отдельный человек. Мы видели немало политиков, менявших свои взгляды на прямо противоположные. Партии так не умеют, даже если очень захотят, слишком это сложный маневр для выполнения сразу большим количеством народа. А большинство тех партий, которые пытались это делать, очень быстро канули в забвение. И эта стабильность политических позиций партий очень важна для избирателя. Когда он имеет возможность голосовать за партии, он больше чем тогда, когда голосует за отдельную личность, уверен в том, что партия будет представлять именно ту позицию, за которую он голосовал. В тоже время, когда партия предлагает избирателям кандидата или кандидатов, она заинтересована в том, чтобы эти кандидаты после избрания вели себя предсказуемо, не портили партийную марку – партии еще придется пользоваться этой маркой и на следующих выборах.
Здесь стоит добавить, что единственный реальный механизм ответственности политиков перед избирателями – это предстать перед ними на следующих выборах. Но индивидуальный политик может по тем или иным причинам не участвовать в следующих выборах или сменить округ, представ перед избирателями, которые не знают о его предательстве по отношению к прежним избирателям. Иное дело – партии.
Конечно, мы знаем, что партии могут создаваться заново перед новыми выборами. Но в условиях устоявшейся партийной системы избиратели обычно недоверчиво относятся к новым партиям. И в то же время новые партии имеют хорошие шансы на успех тогда, когда старые партии перестают удовлетворять основную массу избирателей.
В период, когда выборы в Государственную Думу проводились по смешанной системе и при этом у избирателей была возможность голосовать «против всех», нетрудно было убедиться в том, что избирателям было легче сделать свой выбор между партиями, чем между индивидуальными кандидатами. Доля голосующих «против всех» практически повсеместно была выше при голосовании за кандидатов, чем при голосовании за партии. То же самое наблюдалось и на региональных выборах, за исключением ситуаций, когда партийное предложение искусственно ограничивалось. |
|
Вернуться к началу |
|
|
вопрос
Зарегистрирован: 13.11.2008 Сообщения: 155
|
Добавлено: Ср Апр 22, 2009 10:41 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Вопрос 5: В чем преимущества политических партий перед иными общественными организациями? |
|
Вернуться к началу |
|
|
ответ
Зарегистрирован: 13.11.2008 Сообщения: 153
|
Добавлено: Ср Апр 22, 2009 10:42 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Ответ: Есть немало общественных организаций, в которые люди объединяются в соответствии с общими интересами (профессиональными, культурными и т.п.). Однако люди отличаются не только по своим осознаваемым интересам, но и по своим взглядам на то, как наиболее правильно следует идти к удовлетворению этих интересов. И взгляды эти у разных людей могут различаться с точностью до наоборот. Поэтому такие объединения не могут выражать политические интересы граждан, которые предполагают вполне определенные пути решения имеющихся проблем.
Важно и другое. В ответе на предыдущий вопрос уже говорилось о том, что партия, как политический субъект, ценна для избирателей тем, что заинтересована в неизменности своей “партийной марки” – политической позиции. Но перед подобной альтернативой партия встает только в том случае, если ее “партийная марка” – единственная основа ее существования, как общественной организации, только в этом случае дискредитация этой “марки” ведет партию к политической смерти. Если же организация, к примеру, профсоюз, имеет и иные, отличные от чисто партийных, основания для своего общественного бытия, то она может и не особенно заботиться о своей репутации как партии. В результате она будет плохо выполнять те функции, которые присущи партиям. |
|
Вернуться к началу |
|
|
вопрос
Зарегистрирован: 13.11.2008 Сообщения: 155
|
Добавлено: Ср Апр 22, 2009 10:42 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Вопрос 6: Как бороться с бюрократизацией партий? |
|
Вернуться к началу |
|
|
ответ
Зарегистрирован: 13.11.2008 Сообщения: 153
|
Добавлено: Ср Апр 22, 2009 10:43 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Ответ: Тенденция к обюрокрачиванию партии, к захвату реальной власти в ней ее аппаратом является одной из главных отрицательных черт политических партий. Эта тенденция проявляется в той или иной степени практически во всех странах. Обюрокрачивание, неприемлемое само по себе, если его не пресекают вовремя, приводит дальше ко все углубляющейся коррумпированности партии – и самого аппарата и выдвигаемых политиков, чей отбор оказывается зависящим от аппарата.
Чем сильнее роль партий в избирательной системе, тем важнее вопрос о том, насколько демократически устроены сами партии и до какой степени они независимы от государства. Выдвигая кандидатов по округам, а тем более в случае выдвижения партийных списков, партии превращаются в посредника между кандидатами и избирателями. Прежде чем быть избранным избирателями, кандидат должен быть отобран партией, избиратели же фактически ратифицируют этот выбор.
Однако, по нашему мнению, попытки заставить партии быть демократичными через прямые нормы партийного законодательства (требования ротации руководства, определенных процедур проведения съездов и т.п.) не приводят к желаемым результатам. Более того, опыт показывает, что чем сильнее вмешательство государства в деятельность партий (а контроль за соблюдением подобных требований и есть по сути государственное вмешательство), тем более обюрокрачиваются партии.
Законодательно препятствовать бюрократизации партий можно другим путем – через избирательное законодательство – и в первую очередь через использование избирательных систем, требующих от партий большей гибкости. Известно, что в наибольшей степени обюрокрачиванию партий способствует полностью пропорциональная избирательная система с закрытыми списками (т.е. когда избиратель не может влиять на очередность получения мандатов кандидатами), которая стала доминировать в нашей стране в последние годы. Поэтому для борьбы с бюрократизацией партий желательно сохранить смешанную систему и внедрять систему открытых списков, то есть давать избирателю возможность выбирать не только партии, но конкретных кандидатов. |
|
Вернуться к началу |
|
|
вопрос
Зарегистрирован: 13.11.2008 Сообщения: 155
|
Добавлено: Ср Апр 22, 2009 10:44 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Вопрос 7: Какие требования к политическим партиям предъявляет нынешнее российское законодательство? |
|
Вернуться к началу |
|
|
ответ
Зарегистрирован: 13.11.2008 Сообщения: 153
|
Добавлено: Ср Апр 22, 2009 10:44 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Ответ: В настоящее время действует положение, согласно которому в политической партии должно состоять не менее 50 тыс. членов, при этом более чем в половине субъектов РФ политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее 500 членов, а в остальных региональных отделениях численность не может составлять менее 250 членов.
Правда, уже близок к окончательному принятию закон, который предусматривает «поэтапное» снижение данных требований: с 1 января 2010 года минимальная численность партии будет снижена до 45 тыс. членов, а с 1 января 2012 года – до 40 тыс. членов. Соответственно минимальная численность региональных отделений в большинстве субъектов РФ будет снижена до 450 и 400 членов, а в остальных региональных отделениях – до 200 и 150 членов. Такое «послабление» вряд ли существенно изменит ситуацию.
Для того чтобы создать новую политическую партию, нужно пройти несколько этапов. Сначала надо создать оргкомитет, затем не позднее чем через год провести учредительный съезд, в работе которого должны принять участие делегаты, представляющие более чем половину субъектов РФ и преимущественно проживающие в этих субъектах РФ. Далее не позднее чем через 6 месяцев со дня проведения учредительного съезда должны быть поданы документы на регистрацию партии, при этом численность партии и ее региональных отделений должны соответствовать указанным выше требованиям. После того, как партия будет зарегистрирована, должны быть в течение 6 месяцев зарегистрированы ее отделения более чем в половине субъектов РФ. Только после этого политическая партия получает право участвовать в выборах. Если же партия не успеет в течение 6 месяцев зарегистрировать свои отделения более чем в половине субъектов РФ, она лишается регистрации.
Отметим, что до декабря 2004 года требования к численности партий и их региональных отделений были в 5 раз ниже, и переход к новым требованиям был отнюдь не поэтапным.
Показательным является факт, что с декабря 2004 года, когда были приняты указанные выше требования к численности партии и ее региональных отделений, все этапы регистрации не смогла пройти ни одна партия, хотя попытки создания новых партий предпринимались неоднократно. Возможно, первой партией, которой удастся это сделать, станет «Правое дело», руководители которой не скрывают, что договорились с Администрацией Президента РФ.
В то же время, после вступления в силу указанных требований началось обвальное сокращение количества партий. Если в декабре 2004 года их было 46, то к середине 2007 года осталось 15 партий. Осенью 2008 года произошло новое резкое сокращение, и в настоящее время право участвовать в выборах имеют всего 6 партий: четыре парламентские партии, «Патриоты России» и «Яблоко» (причем последняя не участвовала в региональных выборах ни в 2008, ни в 2009 году). Если «Правое дело» сумеет пройти все этапы регистрации, партий будет 7. |
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
|
|