|
|
Центр содействия демократии и правам человека "ГЕЛИКС"
Форум и виртуальная консультация
|
|
Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
ответ
Зарегистрирован: 13.11.2008 Сообщения: 153
|
Добавлено: Чт Фев 26, 2009 10:06 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Ответ: В современных российских условиях единственный адекватный механизм контроля за данным голосованием – присутствие при нем наблюдателей от оппонирующих друг другу кандидатов (и/или политических партий).
Учитывая, что в настоящее время в большинстве регионов РФ и на федеральных выборах наблюдатели на выборах могут назначаться только зарегистрированными кандидатами и партиями – участниками выборов, крайне важными становятся координация действий всех оппозиционных партий и кандидатов по контролю за голосованием «на дому».
Даже если от одного кандидата или партии на участке присутствуют и наблюдатель, и член комиссии с правом совещательного голоса, они не смогут одновременно присутствовать на участке и выехать с двумя бригадами для голосования «на дому». С другой стороны, закон обязывает комиссию обеспечить возможности прибытия к месту проведения голосования только двум членам комиссии с правом совещательного голоса или наблюдателям. Поэтому правильнее всего наблюдателям от оппозиционных партий и кандидатов договариваться между собой, чтобы сохранять возможность контроля как на участке, так и при голосовании «на дому».
В том случае, когда наблюдатель на участке один и нет возможности для кооперации, лучше все же не покидать участок, так как здесь возможности для фальсификации больше. В этом случае для предотвращения фальсификаций при голосовании «на дому» важно выяснить, сколько поступило заявлений, и ознакомиться с реестром, в котором они зарегистрированы. Закон предусматривает, что члены УИК, выезжающие для проведения голосования «на дому», берут с собой реестр или заверенную выписку из него. Лучше, безусловно, выписка, так как в нее уже нельзя добавить новые записи. В любом случае необходимо выяснить число избирателей, к которым выезжает бригада, и после ее возвращения проверить, не изменилось ли оно (число избирателей, проголосовавших с использованием каждого переносного ящика, фиксируется в акте, который комиссия составляет по окончании данного голосования). Полезно также зафиксировать время отъезда и время приезда, чтобы оценить, реально ли за прошедший промежуток времени «обслужить» такое количество избирателей.
При вскрытии переносного ящика количество извлеченных из него бюллетеней надо сравнить с количеством заявлений избирателей с отметками о получении бюллетеней. Если бюллетеней оказалось больше, чем заявлений, все бюллетени из данного ящика признаются недействительными.
Редкой, но возможной фальсификацией является подмена переносных ящиков. Для предотвращения таких случаев наблюдатель может расписаться на опечатанном переносном ящике. Важно также, чтобы ящик, находящийся в комиссии, оставался в поле зрения членов комиссии и наблюдателей. |
|
Вернуться к началу |
|
|
вопрос
Зарегистрирован: 13.11.2008 Сообщения: 155
|
Добавлено: Чт Фев 26, 2009 10:07 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Вопрос 9: На что следует наблюдателю обращать внимание в ходе подсчета голосов? |
|
Вернуться к началу |
|
|
ответ
Зарегистрирован: 13.11.2008 Сообщения: 153
|
Добавлено: Чт Фев 26, 2009 10:09 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Ответ: Для борьбы со вбросами важен контроль не только за голосованием, но и за начальными стадиями подсчета голосов. На начальных стадиях подсчета производится погашение и подсчет неиспользованных бюллетеней, а затем подсчет данных, в том числе и числа выданных избирателям бюллетеней, по списку избирателей. Точное соблюдение закона при выполнении данных операций препятствует осуществлению «прикрытия» вброса.
О факте вброса свидетельствует наличие сложенных вместе пачек бюллетеней при извлечении бюллетеней из ящиков. Зафиксировать это можно с помощью фото- или видеосъемки.
Важно проследить, чтобы стадии подсчета голосов были разделены. Одновременный подсчет неиспользованных бюллетеней и работа со списками позволяют «подогнать» главное контрольное соотношение – баланс бюллетеней.
Следует внимательно следить за работой со списками избирателей: следить за тем, чтобы подписи избирателей и отметки в списках избирателей действительно подсчитывались; отмечать для себя промежуточные результаты. При возникновении сомнений в правильности подсчетов по спискам избирателей у наблюдателей есть право ознакомиться с этими списками сразу после завершения работы с ними (пункт 6 статьи 68 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав…»).
Важно, чтобы данные, полученные при подсчетах по спискам избирателей, были сразу, до извлечения бюллетеней из ящиков, внесены в увеличенную форму протокола. Уже в этот момент определяется, выполнено или нет главное контрольное соотношение – баланс бюллетеней, поэтому этот этап может занять много времени – иногда 2–3 часа.
Также очень важно следить за тем, чтобы не было доступа к обработанным спискам избирателей (п. 7 ст. 68 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав…»), по крайней мере, до пересчета голосов, если таковой потребуется.
Не менее важно контролировать непосредственный подсчет голосов, когда идет работа с избирательными бюллетенями (их сортировка и подсчет).
Закон прямо говорит, что наблюдатель вправе «наблюдать за подсчетом голосов избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей, участников референдума; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей, участников референдума; наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи» (подпункт «г» пункта 9 статьи 30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав…»). Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов комиссии (пункт 10 статьи 68 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав…»).
Следует помнить, что членам участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, за исключением председателя, заместителя председателя и секретаря участковой избирательной комиссии, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями, чтобы исключить внесение ими в бюллетени дополнительных отметок, из-за которых бюллетени оказываются недействительными. Порча бюллетеней (превращение их в недействительные) практически необратима: признать действительным бюллетень, в котором число отметок больше одной (а в многомандатном округе – больше, чем число голосов, которые имеет избиратель), уже будет невозможно. Даже если удастся доказать, что разные отметки сделаны разной пастой, невозможно будет определить, какую именно отметку сделал избиратель.
Поэтому порчу бюллетеней необходимо пресекать сразу. Позднее можно добиваться только отмены итогов голосования на том участке, где произошла фальсификация, или результатов выборов во всем округе.
После завершения подсчетов избирательные бюллетени упаковываются и опечатываются. Закон предоставляет право (пункт 23 статьи 68 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав…») всем присутствующим поставить на этих упаковках свои подписи. Этим правом обязательно надо воспользоваться, чтобы воспрепятствовать вскрытию этих упаковок с целью фальсификации! Подпись надо ставить на стыках упаковки, таким образом, чтобы она располагалась по крайней мере на двух, а в лучшем случае – на трех частях упаковки (в этом случае повторная упаковка существенно усложняется). |
|
Вернуться к началу |
|
|
вопрос
Зарегистрирован: 13.11.2008 Сообщения: 155
|
Добавлено: Чт Фев 26, 2009 10:10 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Вопрос 10: На что следует наблюдателю обращать внимание при составлении итогового протокола? |
|
Вернуться к началу |
|
|
ответ
Зарегистрирован: 13.11.2008 Сообщения: 153
|
Добавлено: Чт Фев 26, 2009 10:11 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Ответ: Для того чтобы убедиться, что итоговый протокол участковой комиссии соответствует результатам подсчета голосов, наблюдателям рекомендуется все полученные при подсчете и оглашенные промежуточные данные фиксировать в своих блокнотах. Кроме того, надо следить, чтобы комиссия выполняла требование закона о внесении результатов подсчета по мере их получения в увеличенную форму протокола.
Протокол участковой комиссии должен оформляться в помещении, где присутствуют наблюдатели. Уединение руководителей комиссии, особенно если оно происходит в помещении, где находятся списки избирателей, должно вызывать подозрение и протест.
Важнейшую роль в противодействии фальсификациям играет возможность немедленного после подписания протокола об итогах голосования получения заверенной копии протокола (пункт 29 статьи 68 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав…»). Заверение копии протокола производится по определенным правилам, за выполнением которых надо проследить (пункт 12 статьи 30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав…»):
«Заверение копий протоколов и иных документов комиссий производится председателем, или заместителем председателя, или секретарем соответствующей комиссии. При этом лицо, заверяющее копию документа, на указанной копии делает запись: "Верно" или "Копия верна", расписывается, указывает свои фамилию и инициалы, дату и время заверения копии и проставляет печать соответствующей комиссии». При заверении нельзя упустить ни одного из указанных в этой норме закона реквизитов, иначе, как показывает практика, суд не признает копию протокола в качестве доказательства.
Получив копию протокола, наблюдатель должен немедленно сверить ее содержание со своими записями и с увеличенной формой протокола. Таким образом он сможет убедиться, что итоговый протокол соответствует результатам подсчета.
Иногда, чтобы избежать выдачи копий протокола или по иным причинам, УИК просто не имеет нужного количества бланков протоколов для оформления их копий, поэтому партиям и кандидатам, направляющим наблюдателей на участки, необходимо заранее снабдить их бланками для оформления копий протоколов.
Одним из наиболее массовых на российских выборах является нарушение, когда наблюдателям не выдают копии протокола до момента принятия его в вышестоящей избирательной комиссии, что создает условия для правки внесенных в протокол данных по дороге в вышестоящую комиссию или в самой вышестоящей комиссии. В случае отказа в выдаче копии надо немедленно составлять жалобу и требовать ее приобщения к протоколу, сообщать об этом нарушении в избирательный штаб.
Еще один важный момент: надо просить, чтобы вместе с документами УИК была упакована и увеличенная форма протокола. Это не предусмотрено законом; вообще неясно, куда девается эта форма. Однако в некоторых случаях ссылка на нее оказывается важной. Если комиссия по окончании работы «забыла» увеличенную форму протокола, рекомендуется забрать ее с собой.
В случае если копия протокола выдана своевременно, ее следует сразу же передать в избирательный штаб либо представителю того же кандидата (партии) в вышестоящей комиссии. Закон предусматривает возможность присутствия наблюдателя или члена УИК с правом совещательного голоса в вышестоящей комиссии при передаче протокола его УИК. Это – наилучший вариант контроля правильности передачи протокола. К сожалению, он не всегда бывает возможен по техническим причинам. Если избирательный штаб выбрал такую технологию контроля, то он должен подготовиться к ней, предупредить вышестоящую комиссию об этом. |
|
Вернуться к началу |
|
|
вопрос
Зарегистрирован: 13.11.2008 Сообщения: 155
|
Добавлено: Чт Фев 26, 2009 10:13 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Вопрос 11: Как контролировать передачу протоколов участковой комиссии в вышестоящую комиссию? |
|
Вернуться к началу |
|
|
ответ
Зарегистрирован: 13.11.2008 Сообщения: 153
|
Добавлено: Чт Фев 26, 2009 10:18 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Ответ: По нашим данным большинство доказанных случаев фальсификации происходили именно в период между составлением первоначальных протоколов участковых комиссий и подведением итогов голосования территориальной комиссией. Поэтому важнейшим элементом контроля за подведением итогов голосования является наблюдение и контроль в избирательных комиссиях, принимающих протоколы от участковых избирательных комиссий. Мы будем условно называть их территориальными избирательными комиссиями, хотя по своему статусу это могут быть также и избирательные комиссии муниципальных образований или окружные избирательные комиссии. Наблюдение в этих комиссиях (если не считать наблюдение в период до дня голосования) осуществляется, в основном, после окончания голосования.
Следует учитывать, что непосредственного участия в проведении голосования территориальная избирательная комиссия не принимает, поэтому присутствие общественного контролера в этой комиссии в течение всего дня не является необходимым. Тем не менее, для оперативного реагирования и фиксации жалоб, поступающих в территориальную избирательную комиссию в течение голосования, в этот период там должен присутствовать один представитель, например, в первую половину дня (до 12 часов дня) – член комиссии с правом совещательного голоса, во вторую – наблюдатель.
Основная работа этих лиц придется как раз на ночь и утро следующего дня, поэтому следует обязательно предусмотреть, чтобы они могли отдохнуть в течение дня голосования.
Задачами общественного контроля в территориальной избирательной комиссии в период подведения итогов голосования являются:
– не допустить искажения итогов голосования, установленных в участковых избирательных комиссиях;
– обжаловать итоги голосования на избирательных участках, где зафиксированы грубые нарушения избирательного законодательства.
Для выполнения этих задач необходимо осуществлять наблюдение за процедурой приема протоколов в территориальной избирательной комиссии, оперативно сравнивать данные из копий протоколов, полученных наблюдателями в участковых комиссиях, с данными сводной таблицы территориальной комиссии, анализировать поступающие в территориальную комиссию жалобы и копии жалоб, поступивших в участковые комиссии. Полный контроль при подведении итогов в территориальной избирательной комиссии может осуществить лишь целая бригада общественных контролеров. Закон допускает присутствие сразу многих представителей от одного кандидата, избирательного объединения при приеме протоколов от нижестоящих комиссий: члена территориальной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателя, доверенных лиц и уполномоченных. В идеале общественные контролеры в территориальных комиссиях должны сразу заносить данные из поступающих протоколов участковых избирательных комиссий в портативный компьютер и анализировать их.
Организуя общественный контроль подведения итогов голосования, следует решить важнейшую задачу оперативного анализа документов, поступивших от общественных контролеров (копий протоколов, копий поданных ими жалоб). Конечно, в идеале эта информация должна быть проанализирована непосредственно в территориальной комиссии перед ее итоговым заседанием, но обычно там нет условий для полноценного анализа этой информации. Поэтому стандартная схема заключается в том, что наблюдатели передают копии протоколов и жалоб в штабы, который подготавливает документы и сводку для члена территориальной избирательной комиссии. Последний обязан произвести сравнение данных, полученных наблюдателями с участков, и официальных данных сводной таблицы территориальной комиссии, проверить наличие отметок о поданных жалобах в протоколах участковых комиссий, а также оспорить наиболее существенные нарушения на итоговом заседании территориальной комиссии.
Бывают, правда, случаи, когда в участковой комиссии вообще не составляется протокол. В территориальную комиссию (или в административный кабинет) доставляют подписанный членами участковой комиссии незаполненный бланк протокола. Конечно, такое возможно только тогда, когда наблюдатели в участковой комиссии отсутствуют либо исполняют свои обязанности ненадлежащим образом. В этих случаях цифры в протокол вносятся прямо в территориальной комиссии на основании черновых записей, доставленных вместе с протоколом.
Законом предусмотрены меры, которые, в принципе, позволяют осуществить необходимый контроль. Пункт 2 статьи 69 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав…» гласит: «Прием протоколов нижестоящих комиссий, суммирование данных этих протоколов и составление протокола об итогах голосования на соответствующей территории осуществляются в одном помещении, при этом все действия членов комиссии по приему протоколов нижестоящих комиссий, суммированию данных этих протоколов и составлению протокола об итогах голосования должны находиться в поле зрения членов комиссии и наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. В указанном помещении должна находиться увеличенная форма сводной таблицы по соответствующей территории, в которую немедленно после прибытия председателя, секретаря или иного члена нижестоящей комиссии с правом решающего голоса с первым экземпляром протокола об итогах голосования заносятся данные этого протокола с указанием времени их внесения». Таким образом, прибывшие в территориальную избирательную комиссию со своим протоколом представители участковой избирательной комиссии обязаны немедленно после прибытия внести данные из протокола в увеличенную форму сводной таблицы, доступную для обозрения всем присутствующим.
После того, как данные внесены, их изменение, порождающее разницу между итогами голосования, полученными в участковой комиссии, и внесенными в официальную сводную таблицу территориальной комиссии, становится явным и подлежащим оперативной проверке.
На практике, однако, очень часто организаторы выборов пытаются изменить порядок приема протоколов от участковых комиссий. Прибывшие участковые комиссии сначала направляются на так называемый «предварительный контроль», который зачастую осуществляется в кабинетах администрации. Такой предварительный контроль объясняется тем, что «в протоколах могут быть очевидные описки, которые не следует заносить в увеличенную форму сводной таблицы, поскольку там нет места для исправлений». Закон, действительно, содержит упоминание о «предварительной проверке правильности составления протоколов», хотя и не расшифровывает это требование, не указывает, когда – до или после занесения в увеличенную форму сводной таблицы – такая предварительная проверка должна проводиться. В процессе «предварительной проверки» данные протокола могут быть изменены.
Осуществление контроля при подведении итогов в территориальной комиссии обеспечивается в первую очередь предварительной подготовкой – планированием действий территориальной комиссии и действий наблюдателей в территориальной комиссии. Вопросы организации приема протоколов должны быть обязательно заранее оговорены на заседании территориальной (или другой соответствующей) комиссии. Руководство комиссии должно четко заявить о том, что прием и проверка протоколов будут производиться в едином достаточно большом помещении (и предъявить это помещение), что участковые комиссии немедленно после прибытия будут заносить данные из протоколов в увеличенную форму сводной таблицы, находящуюся в этом помещении.
Напомним, что в период подведения итогов в территориальной избирательной комиссии могут находиться достаточно много общественных контролеров, представляющих одного кандидата или одно избирательное объединение: член комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатель, доверенные и уполномоченные лица, кандидаты. Поэтому можно предложить следующую идеальную схему контроля при подведении итогов в территориальной избирательной комиссии:
– один или два человека наблюдают за тем, чтобы прибывающие руководители участковых комиссий немедленно после прибытия заносили данные из протоколов в увеличенную форму сводной таблицы;
– два человека оперативно переносят данные из увеличенной формы сводной таблицы в свою таблицу, проводя предварительный анализ правильности составления протокола (в частности, выполнения контрольных соотношений). Это действие удобно осуществлять, используя ноутбук и заранее заготовленную в нем электронную таблицу;
– один человек осуществляет контроль за окончательным приемом протоколов, сообщает данные об окончательном приеме или об отказе в приеме протокола координатору наблюдения;
– координатор наблюдения (желательно, чтобы это был член территориальной комиссии с правом совещательного голоса) проводит оперативный анализ всех поступающих сведений, уточняет у руководства территориальной комиссии вопросы, связанные с расхождением данных, поступивших от наблюдателей и от участковых избирательных комиссий непосредственно.
Заключительным этапом работы общественных контролеров в территориальной избирательной комиссии является участие в итоговом заседании территориальной комиссии. К этому заседанию следует тщательно подготовиться, выявив все расхождения, имеющиеся между копиями протоколов, полученными наблюдателями в участковых комиссиях, данными из увеличенной формы сводной таблицы и данными официальной сводной таблицы территориальной комиссии.
Также следует проанализировать все имеющиеся в наличии правильно оформленные обращения о нарушениях избирательного законодательства при проведении голосования и подсчете голосов. |
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
|
|